В Белгородской семинарии состоялась лекция Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, посвященная освещению решений Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года
16 февраля 2013 г. в Белгородской Православной Духовной семинарии ( с миссионерской направленностью) состоялась лекция-беседа Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, ректора семинарии, для преподавателей и воспитанников на тему «Архиерейский собор 2-5 февраля 2013 года и его решения».
Митрополит Иоанн прокомментировал главные документы, принятые Архиерейским собором 2-5 февраля 2013 г., на который собралось 290 архиереев Русской Православной Церкви. Собор принял 69 параграфов (пунктов) Постановлений, в которых была закреплена позиция Церкви:
«Прежде всего, Собор принял Документ о церковном управлении и закрепил соборным постановлением организацию митрополий и епархий. Решением Собора были одобрены новые епархии и митрополии. Новый порядок связан с митрополиями, которые призваны осуществлять пастырское служение, устроение новых епархий, но при этом каждая самостоятельная епархия подчиняется Святейшему Патриарху. Положение о митрополиях было принято ранее, и оно включает в себя порядок взаимодействия с епархиями, входящими в митрополию. Мы осуществляем это с 7 июля, с момента образования Белгородской митрополии.
Были сделаны изменения в Уставе Русской Православной Церкви. Это такие постановления, как Положение об избрании Патриарха , которое подробно описано впервые. Собору было предложено 4 варианта процедуры избрания Патриарха. Большинством архиереев принята процедура, суть которой в том, что и Архиерейский собор выдвигает кандидатов, и Поместный собор предлагает кандидатов. Избрание Патриарха проходит тайным голосованием и, если у кандидатов в патриархи будет одинаковое количество голосов, то тогда избрание происходит через жребий.
Важными изменениями в Уставе является уточнение функций Патриарха и Местоблюстителя. Единственный вопрос, который собор не поднял в этих постановлениях – если Патриарх сам захочет уйти на покой». (Владыка Иоанн при этом заметил, что вообще этот вопрос возник в связи с тем, что римский папа решил снять с себя обязанности. Ситуация в настоящее время в Католической Церкви, по мнению Митрополита Иоанна, может быть определена как экклесиологический казус: в самом деле, кто может объяснить в данной ситуации, как быть с вопросом о папе - выразителе непогрешимости?)
Комментируя далее документы Собора, Митрополит Иоанн рассказал об утверждении Межсоборного присутствия как органа, который действует в межсоборный период и необходим для выработки позиции Церкви по тем или иным вопросам. Утверждено создание высшего Церковного совета при Патриархе, который исполняет волю Архиерейского собора, Священного Синода и решений Патриарха. Внесены изменения в количественный состав Священного Синода, который расширен: к числу митрополитов добавились еще три - Молдавский, Казахстанский и Среднеазиатский. Среди положений по управлению Русской Православной Церкви принято очень важное решение, связанное с образованием викариатств - эти новые образования вошли в структуру Русской Православной Церкви.
Собор одобрил усилия Русской Православной Церкви по созданию банка данных по реестру церковного имущества. В связи с этим Митрополит Иоанн обратил внимание священства на вопрос, связанный с документацией приходов. Приходам рекомендовано рассмотреть вопросы, связанные с историей принадлежности к приходам зданий и земель, т.е заняться церковно-археологическими изысканиями.
Продолжая комментирование постановлений Собора, Владыка обратился к вопросу о создании банка данных проектов храмов, подчеркнув важность принятого на Соборе решения, связанного с возведением 200 храмов в Москве.
Актуальным в соборных решениях был вопрос о монастырях и монашествующих. Одно из принятых Собором изменений – отмена в Русской Православной Церкви награды для монашествующих - игумен. Игуменом теперь будет только настоятель монастыря. Было принято положение о новых наградах Русской Православной Церкви в соответствии с геральдическими требованиями Российской палаты. Особое внимание было уделено почитанию святых. Собор установил в память новомучеников 25 января по старому стилю с особым подходом к этой дате ( который отражен в календаре). Из календаря исключены некоторые святые новомученики, в связи с выявлением дублирования некоторых имен новомучеников и необходимостью уточнений, которые должна еще провести комиссия по канонизации.
В постановлении о миссионерском служении Собор вынес решение об объединении должностей миссионера и катехизатора. О миссионерской деятельности гласит 33 пункт, комментируя который, Владыка Иоанн подчеркнул, что здесь приоритетной определяется работа по воцерковлению людей крещеных, но остающихся пассивными в реальной церковной жизни.
Важным документом Собора стало Положение об отношении Церкви к проблемам ювенальной юстиции В нем выражено отношение Церкви к правовым нормам, которые применяются к несовершеннолетним детям и которые хотят ввести в России. Собор в своем определении привел высказывание из книги Иисуса, сына Сирахова: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями»(Сир.3:2). Таким образом, заметил Митпрополит Иоанн, ювенальная юстиция пытается ниспровергнуть богоустановленную иерархию. Описывая острые проблемы Запада на своих канонических территориях, Православная Церковь свидетельствует, что западные страны столкнулись с тем, что ювенальная юстиция противоречит основам национального права, защищающего ценность семьи, материнства и детства.
Русская Православная Церковь заявляет, что она не видит объективных причин, чтобы в России вводить такую юстицию. Это основополагающий момент, подчеркнул Владыка Иоанн, отметив при этом, что здесь видится большое достижение в том, что президент на встрече с Всероссийским родительским комитетом России сказал: нам не нужна ювенальная юстиция.
Архиерейским собором принято Положение в связи с развитием технологий учета обработки персональных данных.
До этого подобные документы были разработаны Богословской комиссией в 2000 г. В выводах комиссии значится, что «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и вере».
Митрополит Иоанн обратил внимание собравшихся на то, что когда противники Церкви говорят: «цифровой идентификатор - это печать Антихриста», то они забывают, что перед принятием печати Антихриста следует отречение от Христа. Поэтому здесь очень важно разъяснять позицию Церкви, которая не отрицает необходимости учета граждан государством. «Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево... направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира». Переписи проводились с древних времен. Однако тревогу у Церкви вызывает то, что персональный цифровой идентификатор в виде кода, карты, чипа может стать жизненно важным для доступа к материальным благам. И здесь Церковь выступает за свободу человека – принимать или не принимать эти персональные цифровые идентификаторы. Каждый человек имеет право оставаться при традиционных документах по удостоверению личности ( паспорт, удостоверение), либо принять эти новые электронные документы. Если человек не отрекается от Христа, то введение таких карт не может рассматривается как печать Антихриста. Церковь подчеркивает, что людям, которые не хотят принимать эти средства учета, нужно дать альтернативные права.
Владыка Иоанн заметил, что сейчас вполне можно ожидать появления в обществе волны, которая будет подогревать антицерковные настроения, когда люди будут говорить: вот, мол, архиереи приняли электронные карты. Мы же говорим только то, подчеркнул митрополит Иоанн, что Церковь защищает свободу личности.
Архиерейским собором был принят документ по экологии , в котором предложено составить специальное чинопоследование в случае природных катаклизмов ( землетрясений, наводнений, извержений вулканов и т.д.). Эти катаклизмы пугают людей. И Церковь, составляя чинопоследования такого характера, тем самым литургически освящает тварный мир, кроме того, эти чинопоследования помогают людям морально, духовно справиться с подобными угрозами. Важно это и с точки зрения правильного понимания роли Церкви, т.к. часто люди требуют ответа на вопрос, почему происходят эти катаклизмы, является ли это судом Божиим. Высокопреосвященный Владыка заметил, что священнику важно здесь не брать на себя роль некоего «грехораспределителя», говорящего в таких случаях, что, вот, мол, здесь много согрешили, потому и наказание, ведь недаром в Евангелии в случае с Силоамской башней Христос спрашивает – разве эти люди имели более греха, чем другие? Таким образом, чтобы не было искушений, и принято указанное решение в документе о проблемах экологии.
Кроме того, в постановлении Собора по вопросам экологии паства призывается к правильному отношению к творению Божию, к участию в защите окружающей среды. Комментируя это положение Собора, Митрополит Иоанн обратил внимание на то, что у Римского клуба есть такой сценарий развития человечества: если человечество превышает нормы потребления ресурсов, которые ему предлагает земля, то постепенно увеличиваясь в количестве, оно уничтожит Землю. Сейчас запущен механизм уничтожения тварной природы. Мы потребляем ресурсов в 2 раза больше, чем может земля восстановить. Поэтому если мы не будем бережно относиться к природным ресурсам, то сами себя уничтожим. В связи с этим, заметил Владыка, на приходах нужно уделить большое внимание таким малым делам, которые будут способствовать и созиданию прихода, и воспитанию детей. Это должно быть одним из направлений деятельности воскресных школ. Например, приходы могут организовать работу по очищению рощи и реки от мусора, парков и городских территорий и т.д. Это очень серьезный вопрос, подчеркнул Высокопреосвященный Митрополит, - не нужно доводить у нас до ситуации, которая сейчас сложилась на Байкале, где на остров Ольхон приезжают немцы и убирают за русскими… Это проблема среды обитания, нашей с вами среды.
Одной из важных тем, рассмотренных на Архиерейском соборе, была тема социальных приютов, попечения о детях, поддержания семьи, поддержания отцов православных семей. Владыка Иоанн обратил внимание, что именно православным сегодня предстоит защищать традиционные семейные ценности, показывать, что семья - это союз между мужчиной и женщиной. Грех нельзя оправдывать, иначе либеральные ценности просто уничтожат человечество. По этому поводу ушедший папа жестко высказывался против однополых браков, не стеснялся. (Кроме того, немаловажно, заметил Владыка, что при папе работала комиссия по решению вопроса об отмене обязательного безбрачия как канонической нормы в Католической Церкви, т.е. фактически, чтобы разрешить католическим священникам брак как в Православной Церкви).
Архиерейский собор уделил внимание культуре книгоиздания, получению издательских грифов, работе СМИ. Параграф Постановлений по этому вопросу гласит, что «Чадам Церкви нужно с осторожностью выбирать свидетельства о вере Христовой». В связи с этим, заметил Митрополит Иоанн, можно привести пример с некоторыми проповедниками, которые не стесняются в выражениях и тем самым наносят вред Церкви. Это пример антимиссии. Неудивительно, что люди часто задают вопросы - является ли такие люди настоящими миссионерами? Хамские выражения недопустимы, они ничем не оправданы – ведь каждое слово священника (а также и семинариста) воспринимается как позиция Церкви.
Комментируя постановления Архиерейского собора далее, Высокопреосвященный Владыка отметил актуальность вопросов, связанных с другими Православными Церквами. В прессе сейчас находится много сообщений о возможности проведения Всеправославного собора. Этому вопросу посвящен 61 пункт соборного постановления.
В настоящее время, по словам митрополита Иоанна, многие Поместные Церкви поддерживают Константинополь и находятся в оппозиции Русской Православной Церкви по некоторым вопросам. В проведении Всеправославного Собора нужен строгий регламент, ибо если его не будет, то получится такая же ситуация, которая сложилась при избрании Сербского Патриарха, на которое прибыли предстоятели Автономных Церквей и представители от Константинопольского Патриархата. Во время избрания произошло следующее недоразумение: предстоятели Автономных Церквей были вторыми, а первыми стояли представители Константинополя.
В постановлениях Собора был также рассмотрен важный вопрос о даровании автономии и автокефалии, а также вопрос диалога с Католической Церковью. Собор был озабочен тем, что здесь также необходим регламент прохождения всех документов, связанных с этим диалогом. Сейчас такой регламент готовится. Нам важно сегодня сохранять единство Церкви, подчеркнул Митрополит Иоанн, быть здесь внимательным, чтобы не нарушить чистоты православия. Очень важно быть честными по отношению к самим себе и собратьям.
В конце лекции Митрополит Иоанн ответил на ряд вопросов, в частности на вопрос об оповещении государственных структур о решениях Архиерейского собора. Владыка отметил, что в постановлениях собора есть специальная глава, которая касается церковно-государственных отношений. Собор подчеркнул необходимость взаимодействия со светской властью, но при этом выразил свою принципиальную позицию в том, что влияние Церкви должно распространяться только через ее отдельных представителей. Если Церковь будет выступать как институт, то это будет противоречить ее аполитической природе, ведь Церковь отделена от государства и должна быть вне политики.
Подготовлено по материалам аудиозаписи лекции Выскопреосвященного Иоанна, Митрополита Белгородского и Старооскольского, администрацией БПДС ( Полетаевой Т.А.)
Фотографии сделаны воспитанником 3 курса БПДС Юрием Фокиным
Ето книга нужна для мисионерской работе в Болгария - Варна.
острые вопросы и обсуждались проблемы современного образования. Надеемся, что руководство страны обратит на них внимание!
Выражаем благодарность организаторам за высокий уровень проведения мероприятия!
С уважением, преподаватели и студенты Воронежского государственного университета.