Научно-образовательный семинар для научных руководителей
25 сентября 2018 года в актовом зале Белгородской духовной семинарии (с м/н) прошел научно-образовательный семинар для научных руководителей выпускных квалификационных работ и курсовых работ. Организаторами и руководителями семинара выступили проректор по учебной работе, кандидат философских наук, протоиерей Сергий Дергалев и проректор по научной работе, доктор филологических наук С.А. Колесников.
В ходе семинара были обсуждены различные проблемы организации и проведения предзащит ВКР и курсовых работ, высказаны рекомендации и предложения по улучшению процесса подготовки выпускников семинарии.
В частности, была представлена информация о том, что дипломная работа представляет собой теоретико-прикладное исследование одной из актуальных тем, связанных с богословско-научным и практическим аспектами церковного служения.
Самостоятельно выполненная дипломная работа показывает степень освоения выпускником методов научно-богословского анализа процессов и явлений церковной деятельности, умение делать теоретические обобщения и адекватные сложившейся богословской ситуации и церковной практике выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию научно-богословской и практической церковной деятельности.
Выпускникам Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) предлагаются квалификационные работы трех типов:
1) Научно-исследовательского:
Научно-исследовательские работы могут быть посвящены изучению и систематизации воззрений святых отцов, церковных писателей или современных богословов на ту или иную проблему.
2) Научно-библиографического:
В квалификационной работе научно-библиографического характера систематически излагаются сведения по определенной теме, содержащиеся в уже опубликованных богословских трудах. Грамотный обзор материалов по теме дает представление о степени ее разработанности на настоящий момент, и может быть полезен при дальнейшем исследовании проблемы.
3) Учебно-методического:
Данное направление квалификационных работ предполагает разработку учебно-методических материалов (программ учебных курсов или их фрагментов, учебных пособий), описание опыта разработки и внедрения этих программ в учебных заведениях разного уровня и т.п.
Тема дипломной работы должна быть ориентирована на следующие цели:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков церковного служения и применение этих знаний при решении научно-богословских и практических задач церковного служения;
- развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении научно-богословских проблем;
- выяснение уровня подготовленности студентов в сфере научно-богословской, церковно-литургической и миссионерской деятельности;
Тема дипломной работы определяется в соответствии с дисциплинами учебного плана.
Тематика дипломной работы должна:
- предоставить студенту возможность продемонстрировать установленный уровень владения теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для решения научно-богословских и практических задач церковного служения. Темы необходимо формулировать таким образом, чтобы в итоге выполненная выпускная квалификационная работа представляла собой законченную разработку, в которой решаются актуальные для церковного служения проблемы и задачи.
- ориентировать студента на использование актуальной научно-богословской и церковно-практическую - литературу по исследуемой проблеме.
- быть сформулирована таким образом, чтобы выпускник мог в процессе ее выполнения выйти на теоретически и практически обоснованные рекомендации и доказательные выводы, сделанными на основе анализа рассматриваемой сферы научно-богословского знания.
- ориентировать выпускника на использование современных справочных материалов по соответствующей дисциплине, носить актуальный и практико-ориентированный характер.
- отражать научно-проблемное направление исследования. Рекомендуется использование следующих определений: «исследование», «изучение», «научно-богословская проблематика», «обоснование», «улучшение», «повышение», «разработка», «формирование», «развитие», «воспитание» и т.п. В формулировке темы должно быть обозначено основное свойство исследования. Это могут быть конкретные условия или особые категории проблем, для решения которых выполняется данная дипломная работа.
При формулировке темы рекомендуется руководствоваться алгоритмом: основное направление – объект исследования – конкретные результаты (конкретизация объекта или предмет исследования).
Тема дипломной работы должна вписываться в установленные методическими указаниями правила оформления.
Примеры дипломных тем, выстроенных по указанному алгоритму:
- Опыт (основное направление) миссионерской деятельности (объект исследования) свт. Николая Японского (Касаткина) (предмет исследования);
- Сестричество милосердия как основная форма социального служения РПЦ на территории Белгородской митрополии;
- Проблема исламского фундаментализма в современном мире;
- Практика причащение мирян в литургических традициях Поместных церквей.
Также были обсуждены проблемы структуры введения, основной части ВКР и курсовой работы, правила описания источников и научной литературы.
Особое внимание было обращено на необходимость четкого соответствия всех параметров ВКР и курсовых работ требованиям методических рекомендаций, действующих в Белгородской духовной семинарии (с м/н).
Вниманию присутствующих был предложен утвержденный приказом проректора по научной работе график предзащит выпускных квалификационных работ.
В завершение научно-образовательного семинара состоялась содержательная и плодотворная дискуссия по различным аспектам осуществления процесса защит выпускных квалификационных и курсовых работ.
Администрация семинарии
Ето книга нужна для мисионерской работе в Болгария - Варна.
острые вопросы и обсуждались проблемы современного образования. Надеемся, что руководство страны обратит на них внимание!
Выражаем благодарность организаторам за высокий уровень проведения мероприятия!
С уважением, преподаватели и студенты Воронежского государственного университета.