Богослужение Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в Белгородской семинарии в Родительскую субботу и встреча с семинаристами
23 марта 2019 года в храме во имя свт.Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн возглавил Божественную литургию свт.Иоанна Златоуста в сослужении прот.Олега Кобеца, настоятеля Преображенского собора, а также прот.Сергия Дергалева, проректора по учебной работе семинарии, иерея Владимира Тарасова, проректора по воспитательной работе, прот.Рустика Баушова, заведующего заочным отделением, прот.Юлиана Гоголюка,
заведующего магистратурой, прот.Сергия Рубежанского, заведующего кафедрой миссиологии, иерея Николая Михальцова, руководителя курсов подготовки церковных специалистов и иерея Иоанна Потапова, секретаря Ученого совета.
За богослужением пел семинарский хор под управлением студента 4 курса Михаила Зиновьева.
После богослужения и братской трапезы духовенства состоялась встреча Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с семинаристами и преподавателями семинарии.
В своей беседе Владыка Иоанн поднял вопросы, обсужденные на последнем заседании Высшего Церковного Совета - вопросы о проблемах в современных священнических семьях, о проблеме выбора священником супруги.
Митрополит Иоанн привел статистику по состоянию семьи в современной Церкви и современном российском обществе, напомнил о том, что в 2017 году Архиерейским собором был принят документ о канонических аспектах церковного брака, в том числе и священнического, глубоко и подробно проанализировал проблемы, которые возникают при выборе семинаристом будущей матушки, обратился к факторам, которые помогают священнику беречь и созидать свою семью – малую Церковь.
После выступления Владыка предложил проректорам семинарии выступить со своими комментариями, а затем студенты задали Высокопреосвященному Митрополиту Иоанну вопросы.
Состоялось интересное и плодотворное обсуждение.
Ниже приводятся некоторые вопросы, затронутые как в выступлении Митрополита Иоанна, так и во время дискуссии, которая состоялась после:
Статистика
С 2016 по 2018 год Церковный суд вынес 116 определений по лишению сана священнослужителей, и 70% этих определений связаны с тем, что священники во второй раз вступили в брак или совершили канонические преступления, связанные с нарушением супружеских отношений и неподобающим поведением. Порядка 60% священников, лишенных сана, - это люди до 25 лет. Еще 15% - это люди до 30 лет. Все это говорит о том, что сегодня священнические семьи тоже испытывают серьезный кризис. По словам ректора ПСТГУ прот.Владимира Воробьева, в настоящее время в России распадается 3/4 заключенных браков, а среди священнических семей до 10%
Трансформация супружеских отношений в священнических семьях
Существует проблема разного воспитания будущих супругов, т.к. изменилось общество. В советское время матушки были готовы к жертвенности, к трудностям, к борьбе за выживание. В 90-е годы это отношение сохранялось и священнические браки были прочными. Начиная с нулевых годов, постепенно, по мере того, как духовенство стало приобретать социальную значимость, стал повышаться статус священника, появилась мода выходить замуж за будущих священников, но мотивы такого замужества у определенной категории девушек были связаны с меркантильными интересами. Современное общество совсем иное, чем в начале 2000-х: отношения формализованы, теряется чистота, простота, все больше и больше в нем появляется тенденций, чуждых христианской семье.
Проблема поиска спутницы жизни
За прошедшие десятилетия в Белгороде было открыто отделение сестер милосердия в медицинском колледже, где девушки стали обучаться не только сестринскому делу, но и навыкам церковного бытия: изучали катехизис, церковнославянский язык и Священное Писание. Был открыт социально-теологический факультет в Белгородском университете, налажены связи между семинарией и Институтом культуры. Эти площадки укрепили создающиеся у нас семьи священнослужителей. Но все равно встречались случаи, когда мотивы выхода замуж за семинаристов у некоторых девушек были далеко не святыми.
Проблема воцерковления будущей супруги
Не надо стесняться воцерковлять будущую супругу. Часто бывает, что матушка, не готовая быть женой священника, постоянно пребывает в протестном состоянии. Такое поведение смущает прихожан. Матушек необходимо вовлекать в активную церковную жизнь. Эта проблема в ряде епархий решается на съездах матушек. Матушки курируют попечительские советы, которые они сами создают, ведут социальное служение, вовлекая матушек из сельских приходов, чтобы они тоже включались в церковную жизнь.
Семья священника как малая Церковь
К семье священника всегда подходили как к малой Церкви, думая о том, что создание семьи важно для дальнейшего служения. Если обратиться к канонам, то там сказано, что если человек не может справиться с управлением своей семьи, то ему нельзя доверить приход. Если есть разлад в семье, то будет лихорадить приход. Поэтому для священника особенно важно иметь смирение, чтобы наладить в семье взаимоотношения и научиться гасить конфликты не тоталитарным способом, ведь Благодать не дает права унижать свою половину. Важно понимать, что когда человек становится священником, у него и его матушки появляются новые обязательства перед Богом. Они должны быть также взаимны и внутри семьи. Поэтому с будущими матушками духовникам нужно проводить особые беседы, показывать, что их качества как жен священников меняются по сравнению с женщинами, которые находятся замужем за мирянами.
О тенденциях в современных священнических семьях
Одна из тенденций в современных священнических семьях - это проблема маленьких семей, хотя традиционно священнические семьи всегда были многодетными. Конечно, ситуация в Белгородской и Старооскольской епархии в этом смысле отличается в лучшую сторону, но все же в последнее время и ее затрагивают эти тенденции. В дальнейшем эту проблему мы ощутим сильно, потому что дети священников – это костяк будущего духовенства. Если детей в священнических семьях будет все меньше, то и духовенство по своей преемственности будет меняться.
Способы укрепления молодой священнической семьи
Чтобы молодая семья укреплялась, мы оказываем ей материальную помощь. Конечно, такая помощь необходима, но в то же время, если мы будем уповать только на нее, то получим не подвижников, а наемников, которые будут требовать все более лучшие условия. Поэтому материальная поддержка - не главный фактор. Главный фактор находится в самой семье – это общие интересы, совершение священником и его матушкой какого-то общего церковного дела.
Поэтому важно место и обстоятельства, при которых происходит знакомство будущего священника со своей будущей матушкой – это какие- то церковные проекты и совместная деятельность.
О браке с разведенной или вдовицей
Здесь действуют канонические правила, которые этого не позволяют делать. Есть исключения, если женщина была в браке и развелась до крещения, а после него оставалась свободной. Остальные же случаи невозможны.
О главных нравственных качествах будущей супруги
Самое главное, чтобы не врала. Всякое вранье очень унизительно для общения с человеком. Маленькая ложь рождает большое недоверие. Понятно, если ты влюбился, не видишь ничего. Здесь стоит остановиться и осмотреться – может не все так радужно.
О частом причастии
С частым причащением у священника появляется диссонанс, если он не имел такой практики до принятия сана. Когда возникают нагрузки разного характера, для священника есть только одно действо – частое причастие. Тогда просветляется душа и видно все происходящее во свете Христовом. Однако для этого необходимо стараться очищаться, иначе человек не сможет нести Креста, который на него возложили. Когда проводник лучше? Когда он изготовлен из чистого металла! Так же и здесь – чем священник чище, тем больше Благодати он может воспринять во время совершения Таинств. Как только он загрязнился, он начинает "перегреваться" и "сгорает". Поэтому если нет навыка к исповеди, к получению Причастия до принятия сана, то, когда такой человек принимает священство, это может привести к таким печальным последствиям.
В ходе обсуждения вопросов Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн также поставил перед проректором по учебной работе прот.Сергием Дергалевым вопрос о необходимости восстановления в семинарии учебного курса возрастной психологии ( который был утрачен в связи с введением во всех семинариях Русской Православной Цркви единого учебного плана), а также занятий по психологии семьи и брака, которые можно проводить в форме внеурочных бесед .
Пресс – служба семинарии (подготовлено Т.А.Полетаевой, вопросы из беседы Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна приведены по материалам аудиозаписи, использованы фотографии и частично - структура новости о данной встрече на епархиальном сайте)
Ето книга нужна для мисионерской работе в Болгария - Варна.
острые вопросы и обсуждались проблемы современного образования. Надеемся, что руководство страны обратит на них внимание!
Выражаем благодарность организаторам за высокий уровень проведения мероприятия!
С уважением, преподаватели и студенты Воронежского государственного университета.