Доклад "Негативное влияние средств массовой информации на здоровье человека"
Дорофеев Дмитрий, студент 5 курса БПДС
15 февраля, 2011 г.
Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Одна из важнейших функций средств массовой ком¬муникации заключается в том, чтобы осуществлять опе¬ративную информацию широких масс населения во всех областях жизни, т. е. массовую информацию.
Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее спе¬цифику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.
Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
Рассмотрим телевидение. В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это заставляет телепродюссеров уделять огромное внимание телевизионной рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. Но особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она дается по ходу интересного фильма или содержательной передачи. В этих случаях разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость. Можно вспомнить, что сходный прием (правда, без телевидения) использовался в лабораториях И.П.Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак.
Важен и тот фактор, что очень часто повторяются одинаковые ролики. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики.
Однако реклама имеет ряд очевидных негативных тенденций и среди них: упор на второстепенные показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование перепроизводства, увеличение расходов на рекламу и как следствие рост цен на продукцию , невнимание к социальным нуждам, прививание «дурного вкуса» аудитории, угроза упадка культуры и нравственности.
Сегодня в каждый дом через телевидение, радио, интернет, прессу и других средств массовой информации входят жестокость, порнография, насильство, скандалы. Структура массовой коммуникации просто «напичкана» негативной информацией. Негативная информация стала неотъемлемой частью человека. Героями становятся циничные, жестокие люди. Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом
Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха.
Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию – насилие и жестокость, на втором - порнография, так считают 60% опрошенных. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса.
Среди негативной информации в средствах массовой коммуникации, преобладают сцены эротического содержания. Сегодня редко встретишь художественный фильм без постельных сцен, а музыкальные клипы чего стоят! Где не поймешь, девушка на половину одета, или на половину раздета. Эротика известна с древнейших времен. В последние десятилетия она в буквальном значении слова ворвалось в нашу жизнь со страниц печатных изданий, видеокассет, экранов мониторов и ТВ. То, с какой агрессивностью реклама порно сайтов вторгается даже на сайты с вполне безобидной тематикой, поражает воображение, и сегодня, когда технологии печати, видео, кино и компьютерной графики столь развиты, нет ни одного человека, кто бы был лишен возможности с ней познакомиться. Эта индустрия подобна фениксу, как бы с нею не боролись, не пытались уберечь молодежь, она вновь и вновь находит способы преодолеть все заслоны и получить еще большее распространение, чем раньше.
Нельзя игнорировать и тот факт, что производство порнографии - огромная отрасль бизнеса, в том числе и нелегального, приносящая большие доходы. Поэтому здесь, как нигде, требуется тщательное законное регулирование.
СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия.
Для успешной манипуляции вниманием важно верно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению. Не менее важна и технологическая база манипулятора. Телевидение, которое оперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами, обладает исключительно высокой, магической способностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя. Эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферические системы внимания, что обеспечивает большую избыточность информации в центральной интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньших усилий требует восприятие сообщения.
В целях манипуляции сознанием приходится воздействовать на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил (а то и заучил до автоматизма) какую-то мысль, метафору, формулу ("ДА-ДА-НЕТ-ДА!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения.
Рассмотрим сначала важность запоминания. Когда человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается мало-мальски убедительной, эмоционально окрашенной и представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.
Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых – в огромном количестве эмпирического материала. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти. Так возник особый вид – «раздражающая реклама», подсознательное влияние которой тем больше, чем сильнее она возмущает или раздражает людей.
Подробно изучено влияние эмоциональных элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной, звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется.
Очень важна связь эмоциональной памяти и узнавания. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории с коммуникатором (отправителем сообщения) – он воспринимается аудиторией как свой. Для "захвата" аудитории узнавание гораздо важнее сознательного согласия с его утверждениями. Поэтому так важно намозолить людям глаза с телеэкрана.
Действуя через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит. Сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их "будят". При этом для манипулятора даже не важно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.
Если говорить о негативных последствиях, то можно отнести к ним формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым детям в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. Телевидение способно моделировать поведение "потребителей" информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестоких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Психологами отмечено, что насилие, лавиной обрушивающееся с экрана, становится "нормой" досуга не только взрослых, но детей и подростков.
Причины интереса СМИ к насилию также являются предметом научного осмысления. Так, Ричард Броди в книге "Virus of the Mind: The New Science of the Meme" пишет, что у СМИ есть "только один способ выживания: они должны обращаться к вопросам, к которым мы чувствительны" Возвращаясь к вопросу влияние средств массовой коммуникации на психическое сознание масс, еще раз обратим внимание, что наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика ребенка, подростка, молодежи. Связанно подобное, как мы уже заметили, с тем, что такая структура психики как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира, еще до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего мира, из социума, попадает в психику индивида, сдобренная к тому же «дипломатическим паспортом неприкосновенности», потому как информация, преподносимая средствами массовой коммуникации (различными ее компонентами, как-то: глянцевые журналы (особенно подростковые; хотя они фактически дублируют модели, заданные взрослыми журналами подобной направленности), телевидение (различные ток-шоу, или «Дом-2», например, являющаяся исключительно вражеской передачей, потому как закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории: подростков и молодежи. И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. И иного тут не дано. В том и результирующая роль подсознания в программировании индивида (как индивида любого возраста, так и масс), что он может даже не понимать всей информации, которую видит с экрана, и которая представляет собой набор смешных историй со скандальным оттенком (усиливавшим суггестивный эффект, потому как любая провокация эмоций разрушает барьер критичности психики), и внешне как будто явного негатива не просматривается. Такой негатив становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т.ч.), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида.
«Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям», — отмечает В. Н. Лопатин СМИ, потенциально способные формировать и корректировать убеждения, мнения, поведение людей, на самом деле реализуют эту потенцию в искаженном виде. Борьба за рейтинги выводит на экраны фильмы и программы, формирующие модели поведения, которые нельзя назвать образцовыми: если возникла проблема, то решить её можно только с применением силы (убей, ограбь, укради), если хочешь отдохнуть - купи пива. Образ успешного человека в современной России сильно деформирован (как минимум, это вор) По данным профессора В.Г.Крысько, средства массовой коммуникации оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики человека, группы людей и общественного сознания в целом:
1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).
2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).
3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).
4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).. Телевидение и другие средствами массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.), своей деятельностью изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) или капиталом. Таким образом происходит массовое зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди действуют в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.
Генерал Д.А.Волкогонов выделяет три уровня воздействия на психику, которые должны использоваться спецслужбами:
1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.
3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных
В наше время, когда психология находится на пике своего развития, а органы контролирующие СМИ в стороне, у производителя нет препятствия к основной цели – обогащению, получению прибыли. На помощь таким «бизнесменам» приходит, получившее широкое применение в рядах спец служб - НЛП, которое способно влиять на подсознание человека, в обход его сознания (Пр: настоящие мужчины пьют только БАЛТИКУ, а кто из мужчин считает себя не настоящим ???, но никто не задумывается о том, что защитник родины, семьи, женщины- вот настоящий мужчина. Реклама пива: производитель играет понятиями ПИВО-ЖАЖДА, и когда человек испытывает потом жажду, то подсознание автоматически выдает ПИВО и т. д). Таких примеров можно привести тысячу. Вот, что значит подмена понятий и действие определенных искусственно привитых стереотипов. Человек перестает думать, он мыслит теперь шаблонно, тем какая модель записана в его подсознании.
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации.
Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации.
Сейчас Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет.
В то же время происходит, и обратный процесс развитие массовых коммуникаций воздействует на общество, стимулируя его развитие.
Абраам Моль о СМИ пишет: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропустив ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из основной массы культурных явлений и дают им особую личную значимость, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризируют таким образом все поле культуры». То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не влияет на развитие общества. Таким образом, психика современного человека не может избежать влияния смк, тем более несформировавшаяся психика детей.
Цель моего доклада: не запугать вас, а дать пищу для размышления, чтобы вы переосмыслив сделали определенные выводы из выше сказанного. И хотелось бы закончить свое выступление словами апостола Павла: « Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает; / все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 10: 23/ 6: 12).
Ето книга нужна для мисионерской работе в Болгария - Варна.
острые вопросы и обсуждались проблемы современного образования. Надеемся, что руководство страны обратит на них внимание!
Выражаем благодарность организаторам за высокий уровень проведения мероприятия!
С уважением, преподаватели и студенты Воронежского государственного университета.